Международный Центр сертификации "Халяль" Совета муфтиев России | Вопросы и ответы

Вопросы и ответы

Вопрос: Чем отличаются Халяль и Кошер?
ОтветБольшое число мусульман и евреев верят в то, что Кошер и Халяль – это синонимы. Они равны между собой и взаимозаменяемы. С лингвистической точки зрения так и есть, эти понятия практически одинаковы. Слово «Кошер» имеет древнееврейское происхождение и означает – разрешенное, правильное, дозволенное. Слово «Халяль» происходит из арабского и также означает – правильное, дозволенное. Отличие между двумя этими терминами лежит глубже, в духовном аспекте, в религиозном смысле. 
 

Чаще всего слова Кошер и Халяль употребляются в контексте пищи, но для евреев и мусульман они несут более глубокий смысл и охватывают все сферы жизни. Термины обозначают ритуалы, обряды, которые должен совершать верующий человек, правила, по которым он должен строить свою жизнь, чтобы она была праведной. Корни Кошер и Халяль берут в Святых Писаниях. О Кошере написано в Библии и Торе, а что такое Халяль поясняет Коран. Несмотря на общую схожесть, между Кошером и Халяль есть ряд существенных отличий. 
 
Одно из первых касается забоя животных. Кошерный забой не предусматривает произнесение имени Бога над каждым животным. Евреи считают, что упоминание Господа вне контекста слишком часто – расточительство, и вполне достаточно произнести специальную молитву над первым и над последним животным в партии. Ислам в этом плане придерживается других принципов. Халяль обязывает мусульман произносить имя Аллаха над каждым забитым животным, лишь тогда его мясо будет благословлено. 
 
Другое различие в требованиях к резчику. Ислам позволяет забивать животное любому взрослому мужчине. Иудаизм в этом отношении более строг. Только специально обученный раввин, Саше, может забивать животное. Что касается животных, то все мясо скота и овец будет Халяль, если оно добыто в соответствии с требованиями Ислама. У евреев есть к скоту определенные требования. 
 
В частности, Кошер – мясо травоядных жвачных животных, копыта которых раздвоены и имеют глубокий разрез. Обе религии накладывают запрет на свинину, но евреям также запрещена конина. Ограничения Кошера распространяются на смешивание мяса и молочных продуктов, в Халяль на этот счет нет никаких запретов. Также Ислам разрешает мусульманам употреблять в пищу кроликов, диких уток, кур и гусей, моллюсков. Для евреев употребление этих животных под запретом. В отношении различных добавок Халяль гораздо строже Кошера. Мусульманам запрещено пользоваться средствами и употреблять в пищу добавки не Халяльного происхождения. Для Кошера же нет разницы, как, и из каких животных, делалась та или иная добавка. Евреи считают все добавки Кошерными. Различия между Халяль и Кошером распространяются и на употребление спиртного. Ислам строго запрещает употребление опьяняющих спиртов в любом виде. Кошерные законы разрешают евреям употребление вина. Понятия Кошер и Халяль тесно переплетаются, по сути, обозначая одно и то же в разных религиях. Однако нельзя твердо назвать все Халяльное Кошерным, есть ряд отличий, которые верующие люди должны знать и понимать.
 
Вопрос: Дозволено ли мясо животного, если при заклании не было сказано «Бисмиллях»?
 
Ответ: По мнению ученых ханафитского мазхаба, исходя из некоторых хадисов, употреблять в пищу мясо животного, над которым при заклании не было произнесено «Бисмиллях», является запрещенным.
 
Что же касается шафиитов, то они, давая несколько иное толкование хадису, приводимому Бухари, пришли к заключению, что если при заклании животного «Бисмиллях» не было произнесено по забывчивости, то мясо такого животного можно употреблять в пищу, для этого достаточно произнести «Бисмиллях» непосредственно перед едой.
 
В хадисе, о котором идет речь, говорится: «Однажды, когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) находился в Мекке, одно из мусульманских племен, живших в окрестностях города, прислало ему в подарок мясо. Когда у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спросили, можно ли есть это мясо, так как неизвестно было ли произнесено над ним «Бисмиллях», он сказал: «Произнесите «Бисмиллях» и ешьте»».
 
Имам Шафии брал этот хадис в буквальном смысле, придя к заключению, что даже если животное было зарезано без произнесения «Бисмиллях», то его мясо можно использовать в пищу. В этом случае произнести «Бисмиллях» достаточно во время еды.
 
Однако имам Абу Ханифа подходил к этому хадису с другой точки зрения, говоря: «Это племя, которое отправило мясо, было мусульманским. Поэтому то, что касается того, произнесли они «Бисмиллях» или нет, то в данном случае речь идет о незначительном сомнении. И посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) разрешил употреблять это мясо в пищу, так как был склонен думать, что над ним было произнесено «Бисмиллях». Так как в любом случае перед едой произносится «Бисмиллях».
 
Вопрос: Какие пищевые добавки «Е» можно использовать в производстве продукции халяль?
 
Ответ: Все природные вещества растительного происхождения и синтетические вещества отнесены к разрешенным (халяль) — это все консерванты, все антиокислители, почти все красители.
 
Пищевые добавки, отнесенные к категории харам — это добавки, которые произведены из животного сырья, или же в процессе их производства используются вещества харам (кармин (Е120), сычужный фермент (химмозин) животного происхождения и фосфат костный (Е542)).
 
Пищевые добавки, которые могут быть произведены как из растительного или синтетического сырья, так и из животного сырья, относят в группу сомнительных добавок с точки зрения Шариата (индигокармин, глицерин (Е422) и желатин).

БЫСТРЫЕ ССЫЛКИ

ОТЕЛИ

КАРТА

map1

ЖУРНАЛ

HALAL GUIDE

НАШИ ПАРТНЕРЫ

bootompic